Российский форум по инновациям в недвижимости прошел в Москве по инициативе газеты «Ведомости». Эксперты обсуждали, как с помощью новых технологий повысить привлекательность девелоперского продукта. Одним из спикеров секции по цифровому «креативу» для бизнеса стала директор НИИУРС Вера Бурцева.
По данным аналитического центра «Дом.РФ», сейчас в России выставлено на продажу 42,3 млн кв. м новостроек. Объемы строительства продолжают расти, достигнув к началу апреля 2023 года почти 99 млн кв. м. Излишки непроданного жилья накапливаются, а инструментов, которые могли бы стимулировать продажи, становится меньше. По мнению организаторов конференции, для девелоперского бизнеса, который строится в основном на привлечении банковских кредитов и зависим от колебаний цен на основные стройматериалы, поднять рентабельность поможет снижение операционных издержек и себестоимости строительства. Один из работающих в этом контексте инструментов – инновации, их применение и обсуждали эксперты форума.
По мнению Александра Сурменева, директора по девелопменту MR Group, главной инновацией в консервативной среде строительства будет то, что «мы не будем бросать клиентов и махать на них рукой, после того, как передали ключи от квартиры». Обычно после этапа «ключи» теряется коммуникация: если до этого девелопер долго и внимательно угождал клиенту, то потом общение начинается со службой УК, которая к качественным коммуникациями готова, скажем так, не всегда.
Сергей Михайлов, коммерческий директор «БЭЛ девелопмент», согласился с посылом коллеги и добавил, что скоро на одного строителя будет четыре специалиста из эксплуатации. Связано это с тем, что сложность объектов растет, инженерное насыщение, объем создаваемого благоустройства и т.п. увеличивается, за всем этим нужно вести уход.
Несмотря на такие тенденции, результаты исследования уровня цифровизации компаний-девелоперов, которые представила партнер Strategy Partners Елена Киселева, показывают: стремление перевести на цифру работу УК и взаимодействия с людьми находится на пятом месте из семи. Первые же два занимает стремление «оцифровать» управление проектами и маркетинг.
Вера Бурцева, директор НИИУРС, на живом примере – системе вентиляции в конференц-зале – показала, что такое устойчивое развитие и как оно связано с цифрой. Выполнив всего лишь математическое моделирование температурных полей на этапе проектирования (цифровой инструмент), можно проверить функциональность системы и обеспечить комфорт пользователям. Сделав энергетическое моделирование – оценить эксплуатационные затраты и не допускать перерасхода средств. На ее взгляд, цифровые технологии – важнейшие помощники, и нужно их активно внедрять в работу при создании девелоперского продукта.
Елена Киселева отметила, что их опыт работы с устойчивым развитием говорит о том, что мало кто понимает, что это такое, не знают, как извлечь пользу, ценность, и приведенный Верой Бурцевой пример показывает, что на УР следует смотреть как на инструмент управления качеством объекта.