20 апреля открылся Балтийский культурный форум, на котором мнение о развитии культурной сферы высказывали профильный федеральный министр Ольга Любимова, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие. На экспертной площадке «Актуальные вопросы создания развивающих креативность пространств» выступила директор НИИУРС Вера Бурцева. Она рассказывала о том, как создать среду в креативных пространствах.
«Среда влияет на человека, а человек на среду. Они взаимообусловлены. По нашему мнению, ключевое понятие в формировании среды – не ее комфорт или эргономичность, а ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ. Комфорт и эргономика – это уже частные проявления дружественной среды. Дружественная среда – это территория, на которой созданы условия для возникновения пространства для взаимодействия людей со средой и друг с другом, и это взаимодействие происходит. Важно, что такую среду невозможно запроектировать. Но мы можем создать условия для возникновения среды и знаем, как это сделать», - говорит Вера Бурцева.
Она предложила собравшимся методику в семи шагах для создания дружественной среды.
ШАГ ПЕРВЫЙ. Определить ценности (проекта, деятельности) и понять, как они проявляются (пример, ценность – доброта; проявление – перевожу бабушку через дорогу).
ШАГ ВТОРОЙ. Понять и разработать способы проявления этой ценности в коммуникациях. Причем коммуникации здесь – всё, от дизайна до правил поведения в среде, манере общения сотрудников среды, оформления сайта, выбора тапочек. Мелочи важны!
Ошибка – фокус на дизайне. Это не так важно! Важнее – когда появляется документ, описывающий, как ценности проявляются во всех коммуникациях. Далее все это должно получить развитие в отельных документах (Правила нашего пространства, Культурная политика и т.п).
ШАГ ТРЕТИЙ. Работа над средой происходит на двух этапах, но технологии работы с людьми одинаковые на каждом. Необходимо понять, какие будут применяться на каждом этапе.
На первом этапе мы работаем с потенциальной целевой аудиторией (для кого мы создаем пространство). На втором этапе – с ними же, но количество участников точно увеличится (если мы все делаем правильно с начала).
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. Вовлечь целевую аудиторию в процесс идейно-технического этапа. Здесь могут быть придуманы небольшие активности, которые дополняют основной процесс и поддерживают его, влияют на него как на этапе разработки идей, так и при строительстве пространства. Эти активности должны встраиваться в основной профессиональный процесс, но не определять его. Так, если мы говорим о дизайне, не должно быть так, что целевая аудитория (будущие пользователи пространства) его придумывают. Они могут придумать идеи, элементы дизайна, но развивает эти идеи дизайнер-профессионал.
Над проектно-строительной частью проекта должны работать профессионалы, а целевую аудиторию необходимо подключать, тем самым, вовлекая их в процесс и давая возможность «сродниться» (это этап рождения ментального пространства человека, т.е. когда человек начинает думать и представлять, как это будет выглядеть, возникает отношение). Выступать коммуникационным звеном между целевой аудиторией и профессиональными участниками процесса может инженер-социолог, знающий основы социального инжиниринга.
ШАГ ПЯТЫЙ. Уделять должное внимание коммуникации (общению) как внутри проекта, так и с внешней средой. Это важно – рассказывать, что происходит, кто участвует. Еще до того момента, как мы открыли пространство и перерезали ленточку. Такая коммуникация позволяет привлекать новых участников к процессу, просто узнать о новом пространстве.
ШАГ ШЕСТОЙ. Обязательно организовать праздник при открытии пространства и часть праздника подготовить с участием целевой аудитории.
ШАГ СЕДЬМОЙ. Развитие дружественной среды. К этому шагу мы должны подойти с вовлеченной целевой аудиторией. Необходимо понимать, что при организации среды работает самоорганизация. Самоорганизация целевой аудитории возникает, когда ее цели совпадают с целями самой среды. Помимо этого, у целевой аудитории и среды должны быть единые базовые ценности. То есть управление дружественной средой должно строиться на целеполагании «изнутри». После того, как цели участников будут поняты, совмещены с целями самого пространства, участники сами начнут действовать. Здесь необходимо не забывать о социальных технологиях. Помнить, что активным участникам нужна поддержка.