Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве и Выставочный научно-исследовательский центр ранее опубликовали рейтинг конгресс-отелей России. Специалисты оценили 816 объектов с точки зрения внедрения «зеленых» решений и определили регионы-лидеры. Также по каждому региону были названы отели, набравшие максимальное число баллов.
АНО «НИИУРС» - научно-исследовательский институт, разработчик российской системы сертификации зеленых объектов и ряда стандартов по устойчивому развитию GREEN ZOOM. ВНИЦ Р-н-С - единственная в России компания, предоставляющая весь спектр маркетинговых и консалтинговых услуг в событийной индустрии. Результатом их совместной работы в рамках проекта по разработке комплексной оценки объектов событийной индустрии по ряду критериев стал Российский рейтинг устойчивого развития отелей и конгресс-отелей.
Для оценки было выбрано 816 отелей России с конгрессными возможностями, разработана методика, которая легла в основу определения рейтинга устойчивого развития в данной отрасли. Для получения и систематизации информации об отелях были использованы материалы из открытых источников: официальных сайтов отелей, поисково-информационной картографической службы Яндекса «Яндекс карты», сервисов бронирования, а также учтены отзывы посетителей.
Основу методики составили критерии устойчивого развития стандарта GREENZOOM «Практические рекомендации по снижению энергоемкости и повышению экологичности объектов туристской индустрии». Отели оценивались по 32 критериям, которые были объедены в 7 разделов. Сюда вошли мероприятия, охватывающие местоположение, экологию территории, качество внутренней среды, энерго- и водоэффективность, управление отходами, а также безопасность, доступность и навигация.
Большинство российских отелей получили от 14 до 21 балла. Это говорит о том, что в основном отели придерживаются схожих политик или выполняют аналогичные мероприятия.
Лидерами среди регионов по наличию отелей с максимальным количеством баллов стали Калининградская область, Москва и Московская область, Республика Татарстан, Ставропольский край, Тверская область (Таблица 1).
№№ п/п | Название отеля | Количество баллов |
---|---|---|
1. |
Ставропольский край |
29 |
2. |
Тверская область |
27 |
3. |
Калининградская область |
25 |
4. |
Москва |
25 |
5. |
Московская область |
25 |
6. |
Республика Татарстан |
25 |
7. |
Волгоградская область |
24 |
8. |
Республика Башкортостан |
24 |
9. |
Ростовская область |
24 |
10. |
Сочи |
24 |
11. |
Тульская область |
24 |
Максимальный полученный балл не дает нам целостности картины в области устойчивости, но говорит о том, что в регионе есть яркие представители, на которых необходимо равняться.
В таблице 2 приведен Топ-3 отелей с наибольшими баллами по регионам.
№№ п/п | Название отеля | Количество баллов |
---|---|---|
1. |
Ставропольский край |
|
Санаторий «Русь», Ессентуки |
29 |
|
«Грин Резорт» Отель, Кисловодск |
28 |
|
AleanFamilyResort&SpaBiarritz |
23 |
|
2. |
Тверская область |
|
Radisson Resort, Завидово |
27 |
|
Гостиничный комплекс «Тверь Парк Отель» |
19 |
|
Гранд-отель «Звезда» |
19 |
|
Отель «Конаково Ривер Клаб» |
19 |
|
3. |
Калининградская область |
|
Holiday Inn - Kaliningrad |
25 |
|
Отель «Риверсайд» |
22 |
|
Crystal House Suite Hotel & Spа |
22 |
|
4. |
Москва |
|
Гостиница DoubleTree by Hilton Moscow – Marina |
25 |
|
Гостиница Хэмптон бай Хилтон Москва Строгино |
23 |
|
Гостиница Шератон Москва Шереметьево Аэропорт |
23 |
|
5. |
Московская область |
|
Австрийский центр здоровья Верба Майер (Пушкино) |
25 |
|
Cosmos Коллекшн Изумрудный лес (Нарынки) |
23 |
|
Radisson Blu Hotel Moscow Sheremetyevo |
22 |
|
6. |
Республика Татарстан |
|
Kazan Palace by Tasigo |
25 |
|
Отель «Ногай» |
22 |
|
KRAVT Expo |
21 |
|
7. |
Волгоградская область |
|
Hampton by Hilton Волгоград Профсоюзная |
24 |
|
Cosmos Volgograd Hotel |
23 |
|
Hilton Garden Inn |
23 |
|
8. |
Республика Башкортостан |
|
Hilton Garden Inn Ufa Riverside |
24 |
|
Sheratonplaza Ufa Congress Hotel |
19 |
|
«Президент Отель» |
19 |
|
Гостиничный комплекс "Башкирия" |
19 |
|
9. |
Ростовская область |
|
АМАКС Конгресс-отель Ростов-на-Дону |
24 |
|
ARKA by Ginza Project |
21 |
|
Гостиница «Жардин» Парк Отель |
21 |
|
10. |
Сочи |
|
Radisson Blu Resort & Congress Centre, Sochi |
24 |
|
Отель Rosa Springs Medical & SPA |
24 |
|
Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi |
22 |
|
11. |
Тульская область |
|
SK Royal Hotel Tula |
24 |
|
Отель «Центр» |
19 |
|
Отель «Император» |
19 |
Отдельно стоит рассмотреть отели Сочи и Северного Кавказа, поскольку эти регионы являются наиболее посещаемыми.
В рейтинге по г. Сочи участвовали 42 отеля. Очевидными лидерами стали Radisson Blu Resort & Congress Centre и Radisson Collection Paradise Resort & Spa, набравшие по 24 балла из 32 максимально возможных. В целом сочинские отели получили достаточно высокие оценки (от 18 баллов и выше), что говорит о стремлении сочинских отельеров следовать принципам устойчивого развития: заботе об окружающей среде, комфорте гостей, сокращении энергопотребления и эффективном пользовании энергоресурсов в целом. В таблице 3 представлен Тор-8 отелей г. Сочи.
№№ п/п | Название отеля | Количество баллов |
---|---|---|
1. |
Radisson Blu Resort & Congress Centre, Sochi |
24 |
2. |
Отель Rosa Springs Medical & SPA |
24 |
3. |
Radisson Collection Paradise Resort & Spa, Sochi |
22 |
4. |
SEA GALAXY Hotel Congress & Spa |
22 |
5. |
Гостиница Звездный WELNESS & SPA |
22 |
6. |
Swissôtel Hotels & Resorts |
21 |
7. |
Отель Alean Family Sputnik |
21 |
8. |
Гостиница Чеботарёвъ |
21 |
Северный Кавказ был представлен на оценку 86 отелями. В целом по территории Северного Кавказа отели получили средние оценки, от 14 до 18 баллов из 32 максимально возможных, с очевидным превосходством ряда отелей. Среди таким стоит особо отметить Санаторий «Русь», Ессентуки, заработавший 29 баллов, и «Грин Резорт» Отель, Кисловодск, с 28 баллами. В Таблице 4 представлен Топ-10 отелей Северного Кавказа
№№ п/п | Название отеля | Количество баллов |
---|---|---|
1. |
Санаторий «Русь», Ессентуки |
29 |
2. |
«Грин Резорт» Отель, Кисловодск |
28 |
3. |
AleanFamilyResort&SpaBiarritz |
23 |
4. |
Hilton Garden Inn Novorossiysk |
22 |
5. |
СПА отель «СИНДИКА» (Краснодарский край) |
22 |
6. |
AZIMUT Парк Отель Каспийск 4* |
22 |
7. |
Амакс Шахтер Есентуки |
22 |
8. |
Crowne Plaza Krasnodar - Centre |
21 |
9. |
Movenpick Resort & SPA Anapa Miracleon |
21 |
10. |
The Local Hotels Grozny |
21 |
Наиболее частые мероприятия, выполняемые подавляющим большинством отелей, показаны в таблице ниже.
№№ п/п | Мероприятие | Количество отелей, выполнивших мероприятие |
---|---|---|
1. |
Наличие автомобильной парковки |
728 |
2. |
Наличие не менее 3-х сервисов в переделах 1 км |
706 |
3. |
Наличие не менее 3-х пространств внутри помещений (зданий) |
578 |
4. |
Пешеходная доступность остановок общественного транспорта |
695 |
5. |
Обеспечение теплового комфорта в номерном фонде (наличие термостатических головок, кондиционера) |
666 |
6. |
Наличие систем охлаждения воздуха конференц-зала |
632 |
Оценка местоположения отелей показала, что оно тщательно выбиралось застройщиком. Большинство отелей имеют в пешеходной доступности остановки общественного транспорта, также практически все отели предлагают услугу перевозки отдыхающих (трансфер).
Необходимо отметить, что в открытом доступе при выборе отеля не всегда можно найти полную информацию об экологических политиках, внедряемых отелем, либо она вообще отсутствует (при этом известно, что отдельно взятый отель точно участвует в «зеленых» программах).
Слабыми звеньями у большинства отелей является доступность для маломобильных групп населения, участие в программах по раздельному сбору отходов, внедрение политик разумного пользования. В подавляющем большинстве в отелях с трудом можно найти пандус или тем более номер для лиц с ограниченными возможностями.
Не всегда заочно можно оценить какие-то технические особенности отеля, например, работу инженерных систем, управление системами вентиляции, управление сценариями освещения в конференц-залах или использование каких-либо технических средств для слабослышащих людей (индукционные петли). Такая информация могла бы быть представлена в открытом доступе, например, в руководстве пользователя объектом на сайте отеля или на иных ресурсах.
Результаты оценки могут быть использованы для дальнейшего наращивания потенциала отелей в сфере устойчивого развития, для представления своих особенностей более развернуто и открыто для потенциальных гостей. Ведь стимул отельеров к развитию в этом направлении – это запрос самих гостей отеля, которые все чаще обращают внимание на принципы экологической безопасности и сохранения окружающей среды в процессе выбора гостиниц.